Треугольник Карпмана

Стивен Карпман разработал эффективную диаграмму для анализа игр, названную Драматический треугольник. Модель описывает три привычные психологические роли (ролевые игры), которые люди часто занимают в ситуациях:

  1. персонаж, который играет роль жертвы (victim);

2. персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву — преследователь (persecutor);

3. спасатель (rescuer), который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Преследователь — это человек, который унижает и принижает других людей, считая их стоящими ниже себя.

Спаситель так же считает других ниже себя, однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Его рассуждения : « Я должен помогать всем этим людям, т.к. они не в состоянии помочь себе сами».

Жертва сама ощущает свое приниженное положение. В одном случае она ищет себе Преследователя, чтобы он ее унизил и поставил на место. В другом- Спасителя, который поможет ей. Подтвердит ее убеждение о «никчемности».

Каждой роли в треугольнике присуще игнорирование.

Преследователь и Спаситель игнорируют способности других людей. Преследователь игнорирует ценность людей,их достоинство.

Спаситель игнорирует способность других решать свои проблемы самостоятельно.

Жертва игнорирует сама себя. Свои способности, свое достоинство. Жертва признает свое неблагополучие.

Преследователю необходимо чтобы вокруг были неблагополучные люди. Это помогает ему возвышаться.

Вступая в игру человек может переходить из одной роли в другую.

Пример.

Женщина знакомится с мужчиной. Он ей нравится, и она видит, что симпатична ему. Они проводят вместе время. Гуляют, посещают рестораны, театры, кино. Он мила и приветлива всегда. Сразу дает понять, что готова поддержать его в любой момент. Когда случаются трудности, например, на работе, она — рядом. Выслушивает, дарит что-то милое, веселит. Делает все, чтобы его вывести из этих неприятных переживаний. Она уверена, что может и должна спасать его от тягостных дум, от злости, от печали. Должна советовать ему как поступать в той или иной ситуации.

Не проходит и месяца как она начинает подводить к тому, что хотела бы познакомится с его родителями и познакомить со своими. Что хотелось бы еще больше времени проводить вместе. Почему бы не начать жить вместе?

Мужчина растерян. Ей становится тревожно. Она часто злиться. То злость, то тревога, то наступает уныние. Ее партнер не очень торопится знакомится с родителями. Возникают мысли о собственной ущербности, никчемности. Что она неприятна мужчине. Что он пользуется ей и не более. Объяснения мужчины она игнорирует.

И в итоге – расставание.

Выявим переключатели Драматического треугольника.

Вначале отношений женщина берет на себя роль Спасателя. Когда ее молодому человеку грустно, тревожно и т.д., она решает его спасать. Она не дает прожить ему свои эмоции, чувства. Сразу заполняет его жизнь собой. Не оставляя ему даже вздоха. Дарит подарки, веселит. Затем женщина в роли то Преследователя. Когда навязывает ему свое желание знакомств с родственниками. Мужчина злится, т.к. может считает, что не готов еще или не хочет такого развития отношений. То — Жертвы. Как так? Столько вложила, дарила, помогала. И где же справедливость?

Вот так на простом примере виден переход от одной роли к другой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

77 − = 70